Музыкальные игры были одним из популярных способов времяпрепровождения в светском обществе конца XVIII — начала XIX века, однако их редко публиковали. Сохранившиеся экземпляры дают нам возможность познакомиться с особенностями этого необычного жанра и понять его место в российской музыкальной культуре прошлых лет.
Дмитрий Фёдорович Кушенов -Дмитриевский издал две такие игры в начале XIX века: «Опыт музыкального искусства костями…» (1822) и «Дамский музыкальный кабинет» (1828). Его произведения пользовались успехом в обществе и отличались хитроумным устройством, отличавшимся от других музыкальных игр этого времени.
В предисловии к «Опыту» автор сообщал: «Желая явить новый опыт моего усердия к удовольствию гг. любителей музыки, решился я составить для пиано-форте (как для инструмента полнейшего) Опыт музыкального искусства костями или способ сочинять: мазурки, вальсы, экосезы и прочие тому подобные пьесы без познания нот и музыки». Из чего следует, что участниками игры могли быть и люди, не знающие нотной грамоты. Целью музыкальной игры было сочинить (а точнее, скомпоновать) несложную музыкальную пьесу из разных отрывков в случайном порядке. В «Опыте музыкального искусства костями» этот порядок определялся количеством очков на двух игральных костях, которые бросал каждый участник игры. Музыкальные познания и умение играть на фортепиано нужно было только для озвучивания получившейся пьесы.
Издание состоит из «Изъяснения производства музыкальной игры двумя костями», «Числительных» и «Музыкальных» таблиц. Участники бросают кости для каждого такта музыкальной пьесы, находят в Числительных таблицах соответствующее число, прибавляют к ним количество очков по костям и ищут в Музыкальных таблицах такт с нужным номером. Так случайным образом собирается пьеса из двух частей (колен) по 8 тактов.
В XX веке этот же принцип случайного выбора ляжет в основу течения музыкальной алеаторики.
Всего в результате разных комбинаций очков можно получить 4 вальса, 3 мазурки и 4 экосеза — 11 пьес в разных тональностях. В отличие от игр предшественников («Музыкальная игра костями или способ сочинять менуэты и трио для клавикордов посредством двух косточек», «Калейдоакустикон», «Карманная книжечка для любителей музыки» и др.) в этой игре не складывается постоянно новый музыкальный текст, а, как пишет исследователь Н. А. Рыжкова, «отыскивается по частям уже существующий, заранее сочинённый композитором». Вероятно, автором пьес был сам Д. Кушенов -Дмитриевский.
Оставить сообщение: