Николай Михайлович Данилин (1878 - 1945) - знаменитый хоровой дирижер.
Среди выдающихся музыкантов первой половины ХХ столетия имя Николая Михайловича Данилина занимает особое место. Неслучайно расцвет русского хорового искусства того времени связывали с его именем. Благодаря таланту, мастерству и трудолюбию такое явление как Н.М.Данилин достойно украшало хоровое исполнительство России. Он был самым известным и уважаемым регентом своего времени. Он дирижировал премьерами Литургии и Всенощного бдения С.В. Рахманинова. В 1917 году он регентовал на интронизации патриарха Пимена.
Николай Михайлович получил блестящее образование в Синодальном училище. Его учителями были А.Д. Кастальский, В.С. Орлов, С.В. Смоленский.
В 1902 году он сам стал помощником регента Синодального хора. Параллельно учился в Филармоническом высшем музыкальном училище по классу фортепиано и композиции, которое закончил с золотой медалью.
После смерти В.С. Орлова, в 1910 году, Н.М. Данилин занял пост главного регента Синодального хора, где дирижёрский талант его раскрылся в совершенстве. За восемь лет он довёл мастерство хора до высшей степени профессионализма. Н.М.Данилин создал новый неповторимый стиль в хоровом исполнительстве. В 1911 году Н.Данилин первым вывез свой хор на гастроли. Это была триумфальная поездка по Италии, Германии, Польше. Концерты Синодального хора в Риме вызвали восторженные отклики многочисленных слушателей. После первых концертов римские газеты писали:
«… Все хоры, побывавшие у нас в Риме, каждый в своем роде типичен,
прекрасен, но такого, как Синодальный хор, мы не слышали! Лучшего хора нет и быть не может…»
Н.М. Данилин был непревзойденным мастером хорового дела, чему свидетельствуют воспоминания его многочисленных учеников (Среди учеников — знаменитые хормейстеры К. Б. Птица, А. В. Рыбнов, В. П. Степанов, А. С. Степанов, Г. А. Дмитревский, композитор Д. Н. Шведов.). Он экспериментировал в хоровой звучности, выделяя одну хоровую партию, облегчая при этом другие партии и в другом случае наоборот, тем самым, превращал хор в гибкий, послушный инструмент.
Н.М. Данилин большое внимание уделял постановке звука в хоре, путём
ясного произношения гласных, не допуская резкого и широкого их звучания. Согласные требовал формировать по традиции русской вокально-хоровой школы в высокой позиции, но без распевания их. Он часто говорил: «Ищите букву, без неё слово рыхлое».
Говоря о педагогике Н.М. Данилина, нельзя не сказать о его
профессиональных и человеческих качествах. Он был глубоко порядочным человеком, яркой личностью, обладающей огромным дарованием и горячим темпераментом. В нём сочеталась глубокая эрудиция и высокий профессионализм, прямота, правдивость натуры и человеческая доброта. В работе он был аккуратен и пунктуален, особенно в овладении техническими тонкостями и нюансами. Главным же источником его мастерства была богатейшая одарённость натуры прирождённого музыканта-исполнителя. «Волшебная рука» Н.М. Данилина являлась предметом восхищения всего певческого мира. Его дирижёрский жест был убедительнее всяких слов. Все свои знания и умения он старался передавать своим ученикам и
последователям. Полноправным наследником педагогики Н.М. Данилина в полной мере можно считать основоположника Казанской хоровой школы, педагога, дирижёра, исполнителя профессора С.А. Казачкова.
Оставить сообщение: